Пиротипия (пирография)

История пирографии (пиротипии)  и материлы для выжигания

Пирография  (Пиротипия) — это техника, которая используется в декоративно-прикладном искусстве, дословно переводится как "рисование огнем". Техника заключается в нанесении рисунка на поверхность материала при  помощи раскаленной иглы. В качестве материала используют древесину, кожу, ткань, картон, пластмассу, фанеру и другие. Выжигание по дереву позволяет создавать замечательные картины, украшать различные деревянные предметы (шкатулки, разделочные доски,  мебель).

Самые первые примитивные образцы данной техники были обнаружены на раскопках в Перу и Египте на предметах обихода и относят их к  7 веку до нашей эры.

Основным инструментом, используемым для выжигания, является пирограф или прибор для выживания. Самыми первыми пирографами были металлические стержни или клейма. Их точили под задуманный узор, после этого раскаливали докрасна на огне. Со временем металлические стержни стали нагревать с помощью керосиновых или газовых горелок. И уже в ХХ веке при появлении электричества стали использоваться электрические. Для выжигания также можно использовать и собирающую линзу (диаметром 5 сантиметров), но только в солнечную погоду. В качестве материала для выжига лучше брать мягкую древесину - осину, липу, ольху, тополь (выжигать на ней быстрее и легче). В качестве основы для выжигания часто используются готовые деревянные заготовки.

В наше время используются два типа пирографов, которые прекрасно дополняют друг друга:

- Тип Покер – используется при изготовлении контурных работ. В данном приборе наконечник сделан из тугоплавкого металла с разными сменными фигурными насадками, которые вкручиваются в ствол прибора.

- Тип Перьевой – используется для создания рисунка в тенях и полутенях. В данном приборе есть проволочный наконечник и блок, который позволяет регулировать уровень накала наконечника.

         Приемы выжигания

- Плоское выжигание.
Оно характеризуется тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, выразительность изображения приобретается при  помощи разных контурных линий и затемнений в виде штрихов и точек.  
- Глубокое выжигание.
Оно характеризуется использованием ножевидного штифта, с помощью него изображение остается на уровне плоскости материала, а фон углубляется.
- Выжигание кислотами.
Под воздействием кислот древесная поверхность становится коричневой, как и под действием тепла.
В качестве материала подходят твердые лиственные породы - каштан и груша.


Технология выжигания

Для обучения лучше использовать деревянные поверхности. Поверхность должна быть сухой и без неровностей (их можно убрать шлифовальным кругом или нождачной бумагой). Далее  с помощью воды и порошка мела отшлифовать поверхность, покрыть мебельным лаком и снова отшлифовать, что делает поверхность идеально ровной. Далее наклеиваем лист прозрачной бумаги с задуманным изображением на подготовленную поверхность. После проведения пирографом по очертаниям рисунка, бумага вместе со всеми загрязнениями будет удаляться. Следует начинать с объемных контуров рисунка, потом прорабатывать оставшиеся мелкие детали.

Тонкие линии можно получить при быстром передвижении штифта электровыжигателя, для получения толстой линии штифт двигают наоборот медленно. Различный наклон шрифта пирографа и его накал дает возможность создавать насыщенные линии или слабо видимые штрихи с изменением интенсивности цвета линий (от светлых до темно-коричневых оттенков). Штрихи можно делать только после того, как охладится предшествующий, чтобы не допустить промежуточных прожигов. После завершения нанесения рисунка бумага снимается и очищается поверхность наждачной бумагой.  Завершающим этапом является роспись акварельными красками и вощение. Восковая отделка необходима для сохранения натурального цвета дерева, придает шелковистый блеск, сохранит в целостности роспись и насыщенность.