Гильоширование

 

Гильоширование – популярная среди взрослых и детей, как в России, так и за рубежом техника выжигания ажурного узора по ткани. Разработала её в 80-е гг. и запатентовала Зинаида Петровна Котенкова.

Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия.  Поняв принцип действия, можно самостоятельно освоить эту технику. Гильоширование требует аккуратности, работа должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

Возможности гильоширования очень широки  - салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, открытки, записные книжки, сумочки для саше, платочки, шарфики, изделия для украшения одежды и т.д.

Интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани.

Инструменты и рабочий стол

Материалы для гильоширования

Приёмы и техника работы

                             

Инструменты и рабочий стол

Для удобства и предохранения стола от повреждений для занятий гильошированием лучше всего иметь хорошо освещённый специальный стол с крышкой из кафеля или со стеклянной или биметаллической пластиной размером около 220*230 мм. Под стекло лучше подложить бумагу, одна половина которой черного цвета, другая - белого. На таком стекле удобно работать с изделиями из ткани светлых и тёмных тонов.

Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение — обеспечить с помощью регулятора нужную  температуру на конце иглы, благодаря которой и производится выжигание. Такая специальная игла заменяет петлю, которая входит в комплект выжигателя. Изготовить её несложно.  Для этого используют нихромовую проволоку диаметром 0,6-1 мм. Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.

Перед работой необходимо закрепить иглу в ручке выжигателя и проверить её прочность в рабочем состоянии – включить прибор для выжигания и накалённым докрасна кончиком иглы попробовать порезать ткань по долевой, поперечной и косой нитям. Если материал не тянется и края вырезанных деталей ровные, то иглу можно считать пригодной к работе.

Нагар с горячей иглы снимается хлопчатобумажной тряпочкой или мелкой ("бархатной") наждачной бумагой. Чистят иглу только в горячем состоянии.  Затачивают иглу надфилем и полируют мелкой шкуркой. «Королевскую» и витую иглы следует чистить металлической щёткой (корчеткой), затем хлопчатобумажной тканью. Для этих целей можно сшить из материала колечко на указательный палец левой руки и закрепить на нем кусочек металлической щётки.

Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор бульков (металлические шарики для придания объёма лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, фигурные линейки, кисточки, трафареты, шаблоны и лекала из картона или фольги.

Фигурные линейки служат для оформления узорчатого, фигурного края изделия. Фигурный узор края должен быть выполнен в натуральную величину, а длина линейки - достаточной для выполнения небольшого, удобного для непрерывной работы участка края изделия. Передвигая фигурную линейку вдоль края изделия, можно будет обработать весь край. Для удобства работы можно предусмотреть оформление не только прямых участков, но также и скругленных по форме обрабатываемого изделия (круглых, эллипсообразных и др.), прямоугольных и угольных под определенным градусом (шестигранники, восьмигранники и др.) В любом случае линейка будет выглядеть как небольшая часть изделия - прямая, скругленная, с прямым углом или другой необходимой для данного изделия формы. Если фигурная линейка изготавливается для выполнения определенного изделия с известным рисунком, то помимо края в ней можно выполнить некоторые внутренние украшающие элементы, например отверстия.

Трафареты предназначены для оформления узора внутри какой-либо детали изделия. Они могут иметь и свой наружный фигурный контур, как шаблоны, но основное значение имеет узор внутри него. Материал трафарета определяется тиражом изделий. Можно использовать тонкий картон, фольгу, ватман и т. п. Рисунок изделия переводится через копировальную бумагу на материал, из которого будет изготовлен трафарет, острыми ножницами (желательно маникюрными с загнутыми лезвиями) или скальпелем вырезают трафарет. Круглые отверстия пробиваются пробойниками (остро заточенными трубочками) или прожигаются нагретым металлическим стержнем нужного диаметра, например, гвоздем. После изготовления трафарета мелкой шкуркой убираются все заусенцы. Трафарет не должен иметь заломов и изгибов, должен плотно прилегать к тканям, из которых будут изготовлены изделия. Если изготавливаемое вами изделие симметрично, то можно сделать трафарет на половину изделия и при работе его переворачивать.

Шаблон- это полный вид рисунка, служащий для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру. Шаблон подкладывается под ткань, но есть такие изделия, где нужны отдельные детали, которые будут накладываться на основу, т.е. составные части рисунка. Такие части называются  лекала. Лекала могут быть одноразового использования, точнее это может быть набор лекал к определенному изделию или многоразового использования, т.е. универсальные лекала, которые можно использовать для различных изделий.

На столе не должно быть ничего лишнего - всё для удобства! Рядом с аппаратом нужно обязательно ставить проволочную подставку для горячего выжигателя. Острый пинцет должен находиться с левой стороны, лучше работать им левой рукой. Во время работы, пинцетом очищают изделие от срезок деталей. Для качественной работы, хорошо иметь подставку под рабочую руку в виде небольшого кусочка дерева, пенопласта или другого материала. Такая подставка даёт возможность держать руку с инструментом на весу и перпендикулярно столу, что очень важно. Кроме того, подставка будет прижимать изделие, не давая ему сгибаться. В процессе работы, подставка передвигается в нужном направлении.

 

Материалы для гильоширования

Ткани. Подбор материалов зависит от цвета и фактуры изделия, главное условие  – это свойство клейкости ткани.

Для его определения необходимо из выбранного образца вынуть нитку и подпалить её конец. У клеящихся тканей на конце нити должна получиться лепёшечка, если сжать пальцами подожженный конец нитки. Ткань должна резаться выжигательным прибором, а не тянуться за иглой.

Затем необходимо намочить ткань в горячей воде, при этом ткань ни в коем случае не должна линять, иначе вся ваша работа будет просто-напросто испорчена и принесет вам лишь разочарования. Перед изготовлением изделия следует выполнить образец из всех материалов, отобранных вами. Так можно узнать прочность будущего изделия, проверить цветовое сочетание выбранных материалов.

В работе можно использовать не только новую ткань, но и старые вещи, лоскутки от пошива изделий. Ткань должна быть чистая, хорошо выглаженная. Подобранный вами материал можно «прожелатинить», тогда ткань будет легче резаться горячей иглой. Чаще всего инструкция по правилам работ с желатином написана на пакетиках с желатином. Необходимо взять 1 чайную ложку желатина и залить её стаканом холодной воды на 1 час. После этого нагреть этот состав, чтобы весь желатин растворился, но нельзя доводить эту смесь до кипения. Затем, опустив ткань в воду, проследите за тем, чтобы материал промок. Сушить ткань, необходимо только в расправленном виде. После сушки ткань прогладить.

Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, рельефная плотная парча, трикотин, кримплен, плащевые ткани, ткани с люрексомискусственный шёлк, шифон, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т.д.  Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.

Не пригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.

Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве основы для изделий чаще других используется белый материал.

Особую ценность представляют ткани с размытым рисунком, то есть с постепенным переходом, переливом тонов, похожим на радужное сияние. Найти применение такой ткани легко. Из нее, например, можно выжечь бабочку, и её крылышки будут сверкать и переливаться на солнце всеми цветами радуги, или сделать букет из фантастических цветов. Такая ткань очень ценится мастерицами, так как изделия из неё просто прекрасны.

Капроновые ленты. Из капроновых лент делают добавки, которые создают яркие пятна и оттенки на изделии, а из рулонного цветного и прозрачного капрона изготавливают цветы при помощи клея ПВА и мягкой проволоки.

С помощью прозрачного капрона можно перенести рисунок сколом с бумажного рисунка на основную ткань снизу, поэтому гильоширование делают с левой стороны (со стороны капрона), что придает изделию прочность и упругость. Капрон может стать основой изделия, ведь он обладает хорошей клейкостью. Иногда специально под основную ткань подкладывают капроновые ленты, особенно если основная ткань ацетатная или вискозная, которые прекрасно выжигаются, но не дают синтетического клея, а это основа крепления выжигаемых тканей и деталей к ним.

  

Проволока (для цветов).

 Картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов.

 Копировальная бумага и  калька.

 Х/б ткань.

 Клей ПВА и «Момент».

 

Приёмы и техника работы

Внимание! Перед началом работы внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к выжигателю.

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!

При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла.

При разработке рисунка необходимо помнить, что в нем не должно быть больших, ничем не заполненных пустот. Иначе красивая на рисунке композиция будет не совсем интересно смотреться в изделии.

Для работы можно использовать практические любые  рисунки –  для ручной и машинной вышивки, техники ришелье, прорезной глади, из книжек-раскрасок, журналов, больших календарей, открыток.  Главное, чтобы рисунок был полным, с чёткими контурами. При этом лучше всего работать с копией рисунка, нанесённой на картон, который в последствии станет шаблоном и может использоваться не один раз.

Начинать осваивать гильоширование лучше всего именно с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой, что всем знакомо с детства.

Увеличение и уменьшение рисунка. Если готовый рисунок не устраивает вас своими размерами, то его можно уменьшить или увеличить. Для этого сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно обозначить: по горизонтали – буквами, а по вертикали – цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно наносим рисунок на бумагу. Чем меньше берется сетка, тем точнее будет воспроизводиться рисунок.

Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.

 Обрабатываемый материал (обязательно проглаженный, чтобы не было складок) укладывают на стекло и сверху размещают трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.

 Нагретой иглой обводят контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируется температура иглы. Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.

Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигают точки с интервалом 1- 2 мм, прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоёв ткани.

При изготовлении панно используют кусочки набивных тканей, вырезая (выжигая) отдельные элементы и затем прижигая их на фон из синтетической ткани.

Если ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо по кальке эскиза. На рабочее стекло необходимо положить кальку с эскизом рисунка, а непосредственно на кальку - ткань, из которой будет изготавливаться изделие. Калька и ткань должны быть хорошо разглажены и плотно лежать на стекле. Ткань можно закрепить на кальке с помощью портновских булавок. Иглу следует держать вертикально и только в некоторых случаях (при нанесении штрихов) слегка наклонять ее по направлению движения. Ткань изделия не снимайте с кальки до полного выполнения изделия, чтобы не сместить рисунок. Если поля стекла не хватает для всего изделия, то можно сдвинуть ткань вместе с рисунком по ходу работы на более удобное для работы место. После выполнения всего изделия ткань необходимо осторожно отделить от кальки.

Можно работать с эскизом рисунка, который выполнен на обычном листе бумаги, при этом нужно быть внимательным и отрегулировать накал иглы, иначе бумага может прижечься к ткани, и оставить нежелательные следы, в этом случае можно положить этот лист под стекло, а ткань - на стекло. При этой технике выжигания необходимо хорошо закрепить ткань, чтобы она не сдвинулась относительно рисунка.

Если ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол и подсветку снизу, при которой рисунок чётче и яснее проступает через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно по эскизу (по кальке).

Если же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения рисунка в технике аппликации можно использовать следующий приём. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для ткани.

Рисунок, состоящий только из выжигания всевозможных отверстий и точек, также наносится на ткань изделия с помощью копировальной бумаги. Целесообразно, переводя рисунок на ткань, делать контуры рисунка чуть меньше нарисованных на эскизе, чтобы в процессе выжигания захватывать большую часть ткани, тем самым удаляя копировальные линии. Мелкие детали, точки-уколы, штрихи можно наносить от руки, на глаз.

Не следует увлекаться продолжительной работой, особенно начинающим, так как используемые при обжиге синтетические ткани дают запах и гарь. В связи с этим не рекомендуется заниматься гильошированием людям, страдающим астмой или аллергическими заболеваниями, а также детям младше 10—11 лет. Умеренная работа с аппаратом (не более 8 часов в сутки с перерывами) вреда здоровью не приносит, а достигнутые при этом результаты повышают настроение, заставляют забыть о недугах и неприятностях.

                      

Использованы материалы книги: "Декоративное выжигание по ткани" Андрианова Т.Н., Макарова О.Н.