Ковроделие

История ковроделия

Ковроделие – это вид народного прикладного искусства с тысячелетней историей. Ремесло зародилось с момента, когда первобытный человек научился делать пряжу из шерсти.

Ковровые изделия издавна используются не только как украшение интерьера, но и в бытовых нуждах. На востоке без ковра не было ни одного дома. По его наличию можно было  судить о социальном статусе семьи (уровне уважения и общественной полезности хозяина дома).

У каждого народа были свои тонкости ковроделия, что подчеркивало их национальные черты. Они различаются по технике изготовления, цветовой гамме, композиции и орнаментам.

Из истории известно, что ковроделие было широко распространено на Востоке. Самым ранним считается ковер, который датируется V в. до нашей эры, обнаруженный на Алтае и хранившийся в Государственном Эрмитаже в городе Санкт-Петербург. Родиной ковроделия считается Средняя Азия.
Ковры как уже было сказано ранее являлись украшением помещения и защищали повозки кочевников от изменений температуры воздуха (их натягивали на основу повозки с двух сторон, применяли в роли двери в кибитку, также устилали коврами пол).

Ковровые изделия производили из шерсти животных, для окрашивания использовали соки растений. До наших дней сохранилось очень мало творений древнего ковроделия. Об одном из них писали арабские историки. Этот ковер, принадлежал царю Хосрою, жившему в VI веке н.э., его узоры изображали дворцовый сад.

Техники ковроделия

По технике ковроделие подразделяют на паласное и ворсовое.

  • Паласное ковроделие - характеризуется полотняным двусто­ронним переплетением.  Узор образуется только цветом, орнамент большей части состоит из геометри­ческих фигур и очень условных растительных мотивов, изображений птиц, животных, человеческих фигур, памятников архитекту­ры.
  • Ворсовое ковроделие -  характеризуется тем, что продукция с изна­ночной стороны гладкая, с лицевой покрыта ворсом от 3 до 6 мм, образующимся при вязке узелков цветной шерстяной ниткой. При его изготовлении применяют три вида узлов - двойной, полутор­ный и комбинированный. Плотность ворсовой ткани характеризуется количеством узлов на квадратную единицу изделия, это означает, что чем меньше эта цифра, тем будет меньше плотность изделия. От плотности ковра будет зависеть возможность выполнения того или иного узора, чем она больше тем сложнее узор можно произвести. При употреблении толстой пряжи будут производиться ковры низких плотностей, это объясняется тем, что будет меньше заполнение ее лицевой стороны пушистыми ворсинками. Данная техника обла­дает особыми выразительными средствами.  Благодаря ей можно сделать не только растительный и геометрический орнамент, но и сложные сю­жетные композиции.

Махровые ковры делают аналогично с ворсовыми, отличие заключается лишь в том,  что узлы располагаются более редкими рядами и длина ворса достигает от 15 до 30-40 мм. В этом случае ковер имеет мягкую и пушистую поверхность.

За  многовековую историю ручного ковроделия можно выделить множество различных типы ковров, разнообразие которых связано с техникой их изготовления. 

Ковры ручной работы

  • Тканые ковры - делают из пряденой шерсти, хлопка,
  • Войлочные ковры – изготавливают из непряденой шерсти. В свою очередь их подразделяются  на два вида: с вывалянным и мозаичным узором

Исследователи истории ковроделия предполагают, что изготовление войлоков с вывалянным узором способствовало развитию мозаичных и тканых ковров. При производстве ковра с ввалянным узором необходимо брать изначально окрашенную расчесанную непряденую шерсть. Изображение выкладывается цветной шерстью и благодаря валке ковра группы разноцветных шерстинок скрепляются  между собой, что обеспечивает проч­ность изделия и мягкость соединения узора с фоном. Данная техника изготовление ковров позволяет в итоге получить необыкновенно красивые узоры.      

Для изготовления мозаичных войлочных ковров используют вырезанные цветные формы, сшитые между собой в определенном порядке в зависимости от планируемого изображения рисунка. Далее одно или многоцветной тесьмой зашивают места стыков (она продлевает срок службы ковра и подчеркивает его художественную индивидуальность и выразительность). Хочется отметить, что в связи с тем, что узор делается из готового плотного войлока и после этого сшивается, рисунок ковра не изменяется в процессе валки, потребления в быту, в отличие от ковра из мягких волокон шерсти.

 За долгую историю ковроделия для различных видов ковров сложились свои композиционные приемы, которые связанны с техникой их изготовления, используемыми материалами.

Основные принципы построения узора на плоскости ковра:

  • симметричное,
  • раппортное,
  • свободное.

Какой принцип вы бы не выбрали для изготовления изделия необходимо учитывать, чтобы все элементы были оптимально расположены  и адекватно смотрелись на полотне.

Орнаменты ковров

Орнамент ковров выбирается в зависимости от стилевой трактовки изделия:

  • Растительный орнамент – заключается в светотеневой разработке рисунка, что позволяет отличить в рисунке определенное растение. Второй прием, используемый в растительном орнаменте – это плоское изображение мотива, который позволяет разглядеть структуру силуэта каждой детали и показать характерные при­знаки растения.
  • Плоскостный орнамент – заключается  в распределение цвета, где каждая деталь имеет свой цвет.
  • Геометрический орнамент – заключается в использовании геометрических фигур (прямоугольников, треугольников, квадратов, кругов). Стоит отметить, что каждая форма  узора имеет свой цвет и разделяется от цвета другого узора контурами.

Ковроделие в нашей  стране

На Руси ковры  использовали в качестве декоративного убранства (вешали на стены, стелили на лавки), так как привозились они из-за границы и  стоили очень дорого. Так же издавна существовала традиция дарить ковры на свадьбу, чтобы молодые могли украсить свой будущий дом и создать в нем уют. Ковры собственного производства в нашей стране стали производить в XVII веке на первых ковровых мануфактурах. С каждым годом производство совершенствовалось и сегодня российские ковры уверенно занимают свою долю на рынке.

 В наши дни  российские ковры изготавливают на высокотехнологичном оборудовании. В качестве сырья используют шерсть и хлопок, широкий спектр синтетических волокон. Нити для изготовления ковров подвергают различным видам специализированной обработки (антимолевой, антистатической, антипожарной, антигрязевой). В результате чего качественные свойства продукции сохраняются в течение всего срока службы.

На протяжении многих столетий узоры ковров создавались и постоянно видоизменялись. В результате чего было создано множество различных вариантов композиций изделий. На сегодняшний день производители предоставляют широкий выбор различных орнаментов на любой вкус: восточные, сюжетные полотна или образцы современного рисунка с разнообразной цветовой гаммой, типом плетения. Эти факты говорят об актуальной во все времена востребованностью ковров.