Батик

Батик (индонез. batik - капля воска) - это ручная роспись по ткани с использованием различных составов.
Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Это искусство было развито китайцами, индейцами, египтянами, но совершенство оно достигло на острове Ява в Индонезии, который издавна считается сердцем батика. Исследователи предполагают, что рождение батика произошло в XIII — XIVв.в. , а наиболее широкое распространение он получил в в XVII в, во время изобретения «чан-тинг» - оригинального инструмента для рисования расплавленным воском. Это небольшая медная посуда с загнутым носиком, с деревянной или бамбуковой ручкой. 

Техника батик основана на том, что различные составы, например, парафин, резиновый клей, или некоторые другие смолы и лаки наносят на ткань. Они не пропускают через себя краску — (знатоки техники батик называют это «резервирование») - таким образом защищая от окраски отдельные участки ткани.
На ткань (это могу быть различные виды ткани - хлопок, синтетика, шерсть, шёлк) наносится соответствующая ткани краска. Чтобы получить чёткие границы на границах участков с различными красками используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).      
                                                             
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.
Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом.
Обработанные воском места не пропускают краску и ограничивают её распространение по ткани. Горячий батик называется так потому, что воск используется в горячем, расплавленном виде.
Этот способ используется в основном для раскрашивания ткани из хлопка. После того, как нужный рисунок полностью нанесен на ткань воск с ее поверхности удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик обычно используется при нанесении краски на шёлк , но можно использовать и другие ткани. В этом случае в качетсве резерва используют специальный материал.Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Резервы бывают цветные и бесцветный.  Холодный резерв может быть нанесен специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром. Гораздо удобней использовать резервы в тюбиках со спецаильным удлинённым носиком.

Свободная роспись

Свободная роспиcь - это способ создать интересную живописную работу, которая будет по настоящему индивидуальной и неповторимой, которая полностью раскроет весь художественный талант и мастерство художника.
На зарезервированной ткани создают композицию, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, так как резерв не дает расплываться. Этот способ является и наиболее сложным – он требует от создателя некоторого опыта работы с тканью и красками, способности создавать рисунок без предварительных набросков на ткани.

Для свободной росписи подходят все виды натурального шелка или синтетичской ткани. Роспить производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками, для загустения краски используется крахмал, раствор поваренной соли, желатин и другие составы), а также масляными красками со специальными растворителями..

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника "Шибори"

Техника "Шибори" - это так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, он более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом. Шибори имеет японские корни - своего рода оригами, только складывается ткань, а не бумага.

Техника "Бандан"

Техника "Бандан" (или техника узелкового батика) - наверное самый древний вид росписи тканей. Один из его видов - техника «планги» — был распространен в Индии.
Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых горошков.
Удаляя старые узелки и добавляя новые подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект жатости.
Сейчас под узелковой росписью понимают более простые варианты. Например, узор в виде круга (так называемое "солнышко") или нескольких кругов.